Персональный сайт воспитателя МБДОУ № 23 "Солнышко"

Деятельность клуба «Школа родителей» для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Деятельность клуба «Школа родителей» для родителей детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

Аннотация. Статья знакомит с деятельностью клуба «Школа родителей» для родителей детей с ДЦП в рамках ДОУ. Рассмотрены формы психолого-педагогической деятельности клуба. Показаны средства/инструменты измерения результатов деятельности клуба. Главный акцент сделан на проблеме взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, являющимися основными заказчиками психолого-педагогической поддержки ребенка.

Ключевые слова: удовлетворенность родителей, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, оказание помощи семьям воспитанников в развитии, обучении и воспитании детей; обратная связь с целью отслеживания результатов и процесса образования каждого ребенка и его семьи.

В соответствии с ФГОС ДО участниками педагогического процесса в ДОО являются дети, педагоги и родители. Наше ДОУ посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). В семье, имеющей ребенка с ОДА, возникают трудные ситуации, проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Семьям, обремененным столь тяжелыми испытаниями, чаще всего негде получить поддержку. Если ребенок имеет различные нарушения в своем развитии, то это отражается и на психологическом состоянии родителей. Работая несколько лет с детьми с ОДА, я отметила, что родители не чувствуют себя достаточно подготовленными, не адекватно оценивают способности и возможности своих детей, занижают их самостоятельность и инициативность ребенка, недостаточно владеют приемами и методами обучения и воспитания детей.

Все дети, посещающие группу, имеют тяжелые моторные нарушения (самостоятельно не ходят; сидят и передвигаются в зафиксированном положении тела при помощи специального оборудования или при помощи взрослого; эмоционально – волевая сфера сформирована на низком уровне в силу заболевания; все дети соматически ослаблены). В ДОУ с целью консультативной помощи родителям детей с ОДА в 2010 г. был создан клуб «Школа родителей».

 

Базовые принципы работы клуба «Школа родителя»:

  • единый подход педагогов и родителей к воспитанию ребёнка;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • равноправие родителей и педагогов ДОУ, социализация семей с детьми ОДА.

Постоянно действующий клуб «Школа родителей» функционирует для родителей и детей с ОДА на протяжении всего периода посещения ДОУ. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц. Первые заседания клуба посвятили формированию у родителей базовых знаний о развитии ребенка с ОДА, которые проводились без привлечения детей. Затем использовали практические формы работы (вначале с подгруппами детей, затем со всеми детьми и родителями). В конце учебного года проводится анкетирование родителей, с целью выявить проблему или интересующую тему для родителей; составляется перспективный план на следующий год после анализа анкет; определяются микрогруппы по определенным проблемам; при необходимости привлекаются специалисты ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, дефектолог, логопед, медик).

Использовались следующие формы психолого-педагогической деятельности клуба:

  • групповые мероприятия для всех родителей (деловая игра «Здоровое питание – залог здоровья», тренинг «Развиваем пальчики», консультации «Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка», «Игра, как средство обучения ребенка», семинар «Развитие сенсомоторной сферы дошкольника», рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка; выставка дидактических игр по развитию мелкой моторики детей с ОДА, по запросу родителей провели тренинг «Снятие эмоционального напряжения» в сенсорной комнате);
  • подгрупповые мероприятия для микрогрупп родителей (Мастер – класс на слуховое восприятие «Научите меня слушать», «Какие книги читать детям», «Движение - жизнь» с инструктором ЛФК, практическое занятие для родителей слабовидящих детей с привлечением тифлопедагога);
  • индивидуальные рекомендации для родителей («Как правильно заниматься с ребенком дома» (совместно с дефектологом); «Влияние занятий в сенсорной комнате на эмоциональное состояние детей с ОВЗ» (совместно с психологом));
  • совместные детско-родительские встречи в игровых формах («Мой веселый звонкий мяч», «В гости куклы к нам пришли», «Магазин игрушек», «В гости к Пете - петушку» (продуктивные виды деятельности)).

 

В результате работы клуба «Школа родителя»:

  • родители получают консультативную и практическую помощь;
  • родители овладевают приемами игровой и образовательной деятельности;
  • работает обратная связь. Есть положительный результат процесса образования каждого ребенка и его семьи.

Обратная связь с целью отслеживания результатов и процесса образования каждого ребенка и его семьи представлена в таблице средства/инструменты измерения результатов деятельности клуба.

Средства/инструменты измерения результатов деятельности клуба

Задача

Индикатор выполнения

Инструмент для оценки

1. Оказать помощь семьям воспитанников в развитии, обучении и воспитании детей.

 

Активное участие родителей в жизни клуба: задают вопросы, высказывают мнение, пожелания. Педагоги оказывают консультативную помощь, дают практические рекомендации, предлагают материал для коррекционной работы дома.

Анкетирование родителей с целью выявления необходимости продолжения работы клуба «Школа родителя». Диагностика интересов и потребностей родителей.

2. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания и обучения.

 

Родители, вместе с детьми, посещают семинары, деловые игры, лектории, практикумы, консультации. Организуют дома театральные представления, литературные вечера, недели искусств.

Мониторинг удовлетворенности родителей, который анализирует запросы родителей: удовлетворенность качеством предоставляемых услуг; удовлетворенность качеством полученных результатов.

3. Осуществить обратную связь с целью отслеживания результатов и процесса образования каждого ребенка и его семьи

Родители проявляют инициативу, придумывают и проводят конкурсы, организуют творческие выставки, презентуют развивающие пособия.

Диагностика развития ребенка с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирование дальнейших действий с родителями и детьми.

 

Положительный результат позволяет продолжить работу клуба для родителей вновь прибывших детей. Для родителей детей далее посещающих группу искать новые решения для возникающих проблем. Родители, ранее посещавшие клуб, самостоятельно привлекают родителей вновь поступивших детей.

В реализации работы клуба я столкнулась с таким трудностями как:

1) Нежелание родителей на первоначальном этапе включиться в обсуждение, признать существующую проблему.

2) Гиперопека родителей, неверие в своих детей (сам не справится).

3) Недостаточно литературы по взаимодействию с детьми с ОДА.

Тем, кого заинтересовала работа моего клуба «Школа родителей» для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендую:

1) Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2) Обсудите с родителями совместные действия по решению имеющейся проблемы.

 

Список литературы

  1. Беликова, Т.А. Использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения [Текст]: из опыта спец. дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики / Т. А. Беликова, Г. И. Селуянова, М. А. Гераськина // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 71-78.
  2. Выродова, И.  Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №5. — С. 86-92.
  3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. М. - СПб., НВТ «БИМК - Д», 1998
  4. Малер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  5. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2000.
  6. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата / Специальная педагогика - М., Академия, 2000, с. 31 - 32.

Оставить комментарий: